Контрольная работа по теме «Простое осложненное предложение»
1.     Выпишите грамматическую основу предложения.
Мой друг, отчизне посвятим души прекрасные порывы! (А. Пушкин)
2.     Определите, сколько рядов однородных членов в предложении.
1) Искусство создает хороших людей, формирует человеческую душу.
2) Всё разнообразие, вся прелесть, вся красота жизни слагается из тени и света.
3) Русский народ смышлен и понятлив, усерден и горяч ко всему богатому и прекрасному.
4) Матросы и пассажиры рубили лёд топорами, кололи его ломами, срывая ногти, обмораживая руки.
3.                В каких предложениях есть однородные определения и нужно поставить запятую между ними? Укажите их номера.
1) Старый каменный дом был весь в рассыпавшейся штукатурке и пятнах от дождя.
2) В чистом прозрачном воздухе нивы и деревья были свежи.
3) По дороге нам попалась березка с мелкими клейкими листочками.
4) Представляете ли вы себе южный маленький городишко?
5) С реки доносилось тихое ровное пение.
6) Зажиточные разбогатевшие на торговле крестьяне покупали вольную и переселялись в город.
4.     Укажите цифры, которые обозначают запятые между однородными членами.
Телеграфные провода,(1) ресницы людей,(2) ворс рукавиц – всё было разукрашено снегом,(3) сверкающим под солнцем,(4) каждая веточка кедрача сверкала,(5) искрилась,(6) точно бриллиантовая.
5.     Найдите предложение с обособленным обстоятельством. Напишите номер этого предложения.
(1)Валерка почувствовал на своём лице влажные прикосновения тёплого собачьего языка: совсем крошечная собака, а прыгала так высоко! (2)Он протянул руки, подхватил собаку, и она уткнулась ему в шею, часто и преданно дыша.
– (3)Чудеса! — раздался густой, сразу заполнивший всё пространство лестничной клетки голос. (4)Голос принадлежал щуплому невысокому человеку.
6.     Найдите предложение с обособленными определениями. Напишите номер этого предложения.
(1)Вообще, мои родители то и дело обвиняли нас обоих в нечёткости: мы нечётко сообщали, кто и когда звонил маме или отцу по телефону, нечётко соблюдали режим дня.
(2)Проводив маму с отцом в очередную командировку, мы с бабушкой тут же, как заговорщики, собирались на экстренный совет. (3)Невысокая, сухонькая, с коротко подстриженными волосами, бабушка напоминала озорного мальчишку. (4)А этот мальчишка, как говорили, сильно смахивал на меня. (5)И не только внешне.
7.     В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводной конструкции.
– А что ж,(1) Поликарповна,(2) неужто всё только на деньги считать? Я вот тебе поправлю,(3) а ты потом вспомнишь обо мне добрым словом,(4) вот мы,(5) как говорится,(6) и квиты,(7) – сказал он и засмеялся.
– Те­перь,(8) милый,(9) такой народ пошёл,(10) что за­да­ром никто рукой не по­ше­ве­лит.
8.     Укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Мать-земля родная наша (1)
В дни беды и в дни побед
Нет (2) тебя (3) светлей и краше
И желанней сердцу нет.
Помышляя о солдатской
Непредсказанной судьбе,
Даже лечь в могиле братской
Лучше (4) кажется (5) в тебе.   
(А. Т. Твардовский)

9.     Объясните функцию запятой (запятых) в предложениях.
1)    Глаза её блеснули радостью и, как показалось Андрею, лукавой смешинкой.
2)    Веди же, счастливая юность моя, в заветные дали родные.
3)    В новую, послевоенную жизнь мы пришли более мудрыми, спокойными.

10.                       Спишите предложение, расставляя знаки препинания. Выполните его полный синтаксический разбор.
К счастью Юру уже уехавшего на вокзал мне удалось догнать на платформе и поговорить с ним (н..)чего (не)скрывая.

Комментариев нет:

Отправить комментарий