Тест по русскому языку «Сложное предложение с разными видами связи»

1. Среди предложений 1-5 найдите сложное предложение с бессоюзной и союзной подчинительной связью между частями. Напишите номер этого предложения.

(1)Дождь заливал лес; на опушке, где находился Горбунов, образовались кипящие озера. (2)Ветви деревьев трепетали под тяжестью рушившейся на них воды. (3)В омрачённом, перекосившемся воздухе не стало видно немецких укреплений. (4)Но навесной обстрел противника не утихал. (5)Синеватые, призрачные столбы разрывов метались в тёмной толще ливня; вспышки огня перебегали по полю. (Берёзко Г.)

2. Среди предложений 1-6 найдите сложное предложение с бессоюзной и союзной сочинительной связью между частями. Напишите номер этого предложения.

(1)Одевшись и накинув на плечи пальто, генерал вышел в сад, примыкавший к дому. (2)Начинало светать; безлиственные низкие яблони с искривленными ветвями толпились в посеревшем воздухе. (3)Командующий медленно прошёл по размокшей тропе к невысокому заборчику. (4)Сад был расположен на краю возвышенности, и отсюда смутно виднелась огибавшая ее полузатопленная дорога, — три тягача тащились там, волоча тяжёлые длинностволые пушки. (5)Командующий — высокий, тучный, в просторном пальто — смотрел сверху. (6) Машины ревели, задыхаясь, и малиновый огонь рвался из выхлопной трубы. (Берёзко Г.)

3. Среди предложений 1-7 найдите сложное предложение с бессоюзной и союзной подчинительной связью между частями. Напишите номер этого предложения.

(1)Дождь ушёл на запад, но в лесу снова потемнело. (2)С востока наплывала синяя, в полнеба, туча, на её фоне ярко выделялись белые стволы берёз. (3)Горбунов смотрел в бинокль, стоя на коленях около дерева. (4)В нескольких шагах от командира присел Уланов. (5)Он видел: по полю, далеко впереди, переползают люди, плохо различимые отсюда, потому что были чуть светлее земли. (6)Николай знал, что это движется на усиление третьей роты сводная группа. (7)Нетерпеливо ожидая дальнейших событий, он даже досадовал на то, что атака происходит недостаточно быстро. (Берёзко Г.)

4. Среди предложений 1-6 найдите сложное предложение с бессоюзной и союзной подчинительной связью между частями. Напишите номер этого предложения.

(1)Пароход время от времени останавливался у берега, чтобы пополнить запас дров. (2)Матросы укладывали длинные поленья на деревянные жерди, вносили по прогибающемуся трапу на пароход и с грохотом сбрасывали в люк кочегарки… (3)Недалеко от моей «плацкарты» сидел на скамейке совсем ещё мальчишеского вида призывник, его провожала женщина, по-видимому, мать, с дочерна загорелым крестьянским лицом, плотно сжатыми узкими губами и грустными бледно-голубыми глазами, которые она не сводила с сына. (4)Она то поправляла на нем воротник ватника, то застегивала пуговицу, а то и просто гладила по плечу. (5)Сын как будто стеснялся этого проявления материнских чувств, он отодвигался от неё, недовольно сводил свои жиденькие белесые брови, поглядывал на товарищей и, вероятно, опасаясь их насмешек, старался говорить с матерью грубовато, «по-мужски». (Вурдов Н.)

5. Среди предложений 1-7 найдите сложное предложение с бессоюзной и союзной сочинительной связью между частями. Напишите номер этого предложения.

(1)Дни стоят тёплые. (2) В воздухе разлита весенняя прохлада. (3)Величава и спокойна тайга, но это только кажущееся спокойствие: внутри каждого дерева, каждого кустика идёт огромная работа. (4)День и ночь корни всеми своими мочками сосут влагу из земли, обильно напоенной недавно стаявшим снегом. (5)Уже распушились белоснежные барашки на тальниках, пожелтели сережки на ольхах, хотя корни лежат ещё под снегом. (6)На крошечных лужайках пока нет зелени, цветов, но и тут идёт неутомимая деятельность. (7)Хорошо в эти майские дни в тайге! (Федосеев Г.)

6. Среди предложений 1-7 найдите сложное предложение с бессоюзной и союзной подчинительной связью между частями. Напишите номер этого предложения.

(1)Бабушка целыми днями сидела на завалинке под расколовшейся черешней. (2)У черешни уже высох один ствол, тот, что обнимал и хранил дом. (3)Второй ствол все ещё с безнадежной настойчивостью устремлялся в небо. (4)Бабушка Одарка ждала внука и медленно, незаметно впадала в дремучую дремоту. (5)И не слышала она уже ни шороха листьев над головой, ни птичьего перезвона - мир потухал и отдалялся от неё со всей своей суетой. (6) Лишь грохот войны ещё слышала она и вздрагивала от этого грохота. (7) И думалось ей: из-под корней этой косолапой черешни, которую она когда-то и зачем-то посадила, идёт он, из самого нутра земли, из чёрного чрева её. (Астафьев В.)

7. Среди предложений 1-9 найдите сложное предложение с бессоюзной связью между частями. Напишите номер этого предложения.

(1)Когда Сергей Николаевич открыл глаза, солнце уже заливало хату горячим светом. (2)Крашеные половицы блестели, в раскрытое окно с жужжанием влетали пчёлы, на занавеске билась пёстрая бабочка. (3)Николай Григорьевич ещё крепко спал, свесив с кровати руку. (4)В кухне было пусто. (5)Где-то во дворе слышалась добродушная воркотня Матвеича.

(6)Сергей Николаевич сладко потянулся и зажмурил глаза. (7)Что-то снова напомнило ему далёкое детство, ночёвки у дядьки Матвеича, быструю речку под горкой и серебряную плотву, которую он ловил зелёной ивовой корзинкой. (8)Даже сон в эту ночь у него был крепкий, непробудный, как в детстве. (9) И только на рассвете приснилось ему, что на реке встают громадные валы и с гулким шумом обрушивается на берег вода... (Осеева В.)


8. Среди предложений 1-6 найдите сложное предложение с бессоюзной и союзной подчинительной связью между частями. Напишите номер этого предложения.

(1)Наступала любимая всеми архангелогородцами белая ночь. (2)Солнце опустилось за горизонт, оставив над собой широкую полосу заката. (3)Было светло как днём, но это был какой-то особый, не дневной свет. (4)С одного из пароходов доносилась тихая музыка...

(5)Раньше в эту пору набережная была заполнена молодёжью, много было и пожилых людей, которым не давала спать белая ночь. (6)Теперь только несколько парочек гуляло вдоль крутого берегового откоса, да иногда проходили патрульные солдаты и краснофлотцы. (Вурдов Н.)


9. Среди предложений 1-5 найдите сложное предложение с бессоюзной и союзной сочинительной и подчинительной связью между частями. Напишите номер этого предложения.

(1)На мостике стояли капитан Замятин, начальник экспедиции и несколько человек из команды. (2)С напряженными, сосредоточенными лицами они глядели на море и небо. (3)Все понимали, что суда проходят теперь особенно опасный участок Баренцева моря: в любую минуту может вынырнуть из глубины перископ подводной лодки, а в небе появиться фашистский самолет. (4)Собранность моряков передалась ребятам: все стали сдержаннее, серьёзнее. (5)Десятки глаз следили за поверхностью беспокойного моря, за серыми, быстро бегущими облаками. (Вурдов Н.)

10. Среди предложений 1-6 найдите сложное предложение с союзной подчинительной бессоюзной и бессоюзной связью между частями. Напишите номер этого предложения.

(1)Громов улыбнулся: он никак не мог привыкнуть к этим вертолётам и ездил в обычных такси. (2)Он видел, что город раздался и похорошел. (3)От вокзала ехали мимо километровых цветников, в бесконечном коридоре зелёных деревьев, застывших, как в почётном карауле. (4)Куда ни посмотришь — везде что-то новое: берёзовая рощица, хоровод стройных сосен, яблони и вишни в белых накидках, цветущая сирень… (5)Сады висели и над головой, на крышах зданий, защищённые от непогоды прозрачными раздвижными куполами. (6)В промежутках между окнами, которые перепоясывали здания блестящими лентами, тоже была зелень: вьющиеся растения цеплялись за камни и бетон. (Велтистов Е.)


Комментариев нет:

Отправить комментарий