Тест по русскому языку «Сложноподчинённое
предложение. Значения придаточных»
1. Среди предложений
1-8 найдите сложноподчинённое предложение с придаточным определительным.
Запишите его номер.
(1)Парни подошли к
отцу. (2) На первый взгляд отпечатки на снегу были похожи на след молодой
косули. (3)Но Георгий сразу определил, что отец хитрит. (4) В оттиске ног не
было признаков копыт и характерной четкой стрелочки в ту сторону, куда шёл
зверь. (5)Вместо этой стрелочки был распушенный снежок. (6)Ясно, что прошёл не
козёл, а самая обыкновенная лисица со своими когтистыми мягкими лапками.
(7)Далеко впереди Георгий увидел разрытую кочку на берегу и брызги земли на
льду. (8)Кумушка старательно разрывала норку, чтобы полакомиться мышкой. (Савин
В.)
2. Среди предложений
1-9 найдите сложное предложение с придаточным цели. Напишите его номер.
(1)Весь день я гадал,
куда мог исчезнуть ёжик. (2)Вернувшись с работы, я ещё с порога просил, не
отыскался ли он. (3)Но ежишка пропал бесследно. (4)Дня через два я зачем-то
пошёл в кладовую. (5)Увидев на стене туго набитый листьями мешок, я снял его с
гвоздя, чтобы вытряхнуть: листья-то теперь не понадобятся. (6)И что вы думаете?
(7)Вместе с листьями выпал на землю... ежик. (8)Он тотчас свернулся клубочком,
будто сознавал всю вину за учинённый в доме переполох. (9)Как он мог оказаться
в кладовой, в крепко затянутом рюкзаке, подвешенном на высоте двух метров?
(Носов Е.)
3. Среди предложений
1-5 найдите сложноподчинённое предложение с придаточным изъяснительным.
Запишите его номер.
(1)Снова забросили
удочку и принялись за картошку. (2)Ели с аппетитом, пачкая лица обгорелой
кожурой и хрустя запечёнными корками. (3)Алексей, не остывший от возбуждения,
рассказывал, как он подсёк, а потом выволок сомёнка. (4)Я заискивающе
поддакивал, обрадованный разговором, который хоть немножко рассеивал ночные
страхи. (5)Когда доели картошку, Алексей достал из сумки котелок и зачерпнул им
из речки воды. (Носов Е.)
4. Среди предложений
1-10 найдите сложноподчинённое предложение с придаточным времени. Напишите его
номер.
(1)Окаменевшие дрова
разгорались плохо, и напарник изводил спички коробок за коробком. (2)Пошарив по
шкафам, он нашёл коробку с макулатурой, и печку удалось разжечь. (3)Ветер
пытался укатить бочку вслед за шарами перекати-поля и задувал в трубу так, что
пламя то и дело гасло. (4)Тогда напарник брал стопку бумаги и начинал всё
снова. (5)При этом он безудержно хохотал. (6)Смех был настолько не к месту, что
я оторвался от книги. (7)Перед тем как отправить листы в огонь, напарник
прочитывал их. (8)Мне стало любопытно. (9)Я подошёл и просмотрел наугад
несколько страниц. (10)Это был чей-то архив. (Арсенов Я.)
5. Среди предложений
1-6 найдите сложноподчинённое предложение с придаточным уступки. Напишите его
номер.
(1)Неяркое осеннее
солнце, сокращая свой путь, уже спускалось за синеющие холмы, над которыми
летом в это время оно сияло высоко и в полную силу. (2)Я шагал широким, ровным
лугом, ещё по-летнему свежезелёным, хотя по утрам он уже серебрился от инея.
(3)Шагал навстречу косым солнечным лучам, холодным и резким, густо-багряным, от
прикосновения которых тотчас пламенели и зеркальце луговых озерков, и
белостенные хаты на косогоре, и дальний лес за деревушкой, и даже яркая зелень
луга, вбирая в себя этот багрянец, приобретала необыкновенный и удивительный
оттенок. (4) Ветер постепенно унялся, как обычно бывает под вечер. (5)Подходя к
одной низинке, ещё в весеннее половодье занесённой песком, на котором так
ничего и не проросло за всё лето, я невольно остановился. (6) Над низинкой
кружились деревенские ласточки. (Носов Е.)
Комментариев нет:
Отправить комментарий