Тест по русскому языку «Лексика и
фразеология»
Слова записывайте без
пробелов, запятых и других дополнительных символов.
1. Выпишите один
фразеологизм.
Они были в курсе
последних фильмов и премьер, которых я ещё не видел, и книжных новинок, о
которых я ещё понятия не имел. (Гранин Д.)
2. Выпишите антонимы.
Таковы законы жизни: всё,
что взлетело вверх, рано или поздно возвращается на землю. (Мизеров С.)
3. Выпишите контекстные
антонимы.
Нет нужды перечислять
всё, что может разбудить в человеческом детстве интерес и благоговейное отношение
к великому таинству жизни. Конечно, нужны и учебники. Вырастая, человек умом
постигать должен, как сложно всё в живом мире переплетено, взаимосвязано, как
этот мир прочен и вместе с тем уязвим, как всё в нашей жизни зависит от
богатства земли, от здоровья живой природы. Эта школа должна обязательно быть.
(Песков В.)
4. Выпишите фразеологизм.
А что говорить о великой
классической музыке, которая без слов — напрямую — испокон веку воздействовала
на чувства людей! (Мозговой Л.)
5. Выпишите фразеологизм.
Сегодня я впервые
осознала: расставаться будет грустно. Просто грустно, без всяких метафор и
ненужных сравнений. Одиннадцатый класс как песочные часы. Сверху — школа, снизу
— ты. И ты берёшь теперь от школы всё, что она даёт, и не ждёшь, когда
закончится урок, когда можно будет закрыть за собой дверь класса, пронестись во
весь дух по коридору, сбежать вниз по лестнице, запрыгать, как кузнечик:
«Домой, домой!» Не хочется теперь! (Михайлова Н.)
6. Выпишите из текста
синонимы.
Константин Николаевич
дёрнул в раздражении головой и ушёл в свою комнату. Встал у окна, бездумно
глядя на улицу. «Чёрт знает что, − кипело у него на сердце, − и она ещё
иронизирует. Нет, надо вернуться и заставить её снять паутину, потыкать носом,
а то «придираешься... И он пошёл к жене. Но то, что он увидал, заставило его
замереть. Анастасия Петровна стояла в углу и напряжённо, как это бывает у плохо
видящего человека, всматривалась в стены, видимо отыскивая паутину. В её лице и
во всей фигуре было что-то жалкое, беспомощное. (Воронин С.)
7. Выпишите из текста
фразеологизм.
Я всегда завидовал моим
сверстникам, у кого были и сохранились отцовские библиотеки. (14)Мне же многое
приходилось открывать поздно. (15)Бунина, Хемингуэя, Ремарка я прочёл только в
конце сороковых — середине пятидесятых годов. (16)А потом были годы, когда я
пытался во что бы то ни стало объять необъятное и перечитал массу книг.
(Бакланов Г.)
8. Выпишите контекстные
антонимы.
Одно время в десять
вечера грозный голос из телевизора спрашивал: «Ваши дети дома?!» Никогда не
спрашивают: «Вы позвонили своим старикам?» Надо было прожить не короткую жизнь,
чтобы понять, как это важно. Такой звонок, думается, очень важен не только для
того, к кому обращен, но и для звонящего. Упущенная возможность сделать твоему
старику хотя бы малое добро потом навсегда поселится в тебе пульсирующей болью:
будет то затихать, то возникать снова. (Орлов Д.)
9. Выпишите слово,
употреблённое в переносном значении.
Даже самая красочная
картина пишется на сером холсте. Чем прочнее холст, тем долговечнее живопись. В
основе ярких человеческих личностей и судеб почти всегда лежит плотный пласт
одиночества… (Жуховицкий Л.)
10. Выпишите
фразеологизм.
Весь конец этого лета для
меня связан с воспоминаниями об освобождённом и торжествующем пламени. Мы
прикрывали общий отход и под самым носом немцев поджигали всё, что могло
гореть: хлеб, сараи, пустые деревни, помещичьи усадьбы и дворцы. (Гумилёв Н.)
Комментариев нет:
Отправить комментарий