Проверочная работа. Лексика и фразеология.

1. Вместо пропусков вставьте нужные слова. Запишите их по порядку. (5 баллов)
а) Слова одной и той же части речи, одинаковые по звучанию и написанию, но совершенно разные по лексическому значению, называются ___________. б) Слова одной и той же части речи с противоположным лексическим значением называются __________. в) Слова одной и той же части речи, обозначающие одно и то же, но отличающиеся оттенками лексического значения и употреблением в речи, называются _________. г) Слова, имеющие два и более лексических значений называются ____________. д) Словарный запас языка - это ______.

2.Укажите ряд, в котором выделенные слова являются синонимами (1 балл)
А. резвый конь – старая лошадь
Б. близкий человек – далекий друг
В. ключ от замка – родниковый ключ

3. Укажите ряд, в котором выделенные слова являются антонимами (1 балл)
А. пришло тепло – сильный холод
Б. груша в саду – боксерская груша
В. большой бегемот – смешной гиппопотам

4. Укажите ряд, в котором выделенные слова являются омонимами (1 балл)
А. сосновый бор – зубоврачебный бор
Б. угрюмый человек – радостный день
В. красный шарф – алый флаг

5. Укажите словосочетание, в котором прилагательное употреблено в переносном значении (1 балл)
А. твердое яблоко
Б. твердое решение
В. твердая земля

6. В какой строчке перечислены синонимы? (1 балл)
а) бедный, бедняк, беднеть, беднота, бедно; б) бедный, нищий, убогий, скудный.

7. Прочитайте пословицы. Сколько слов-антонимов использовано в них? (1 балл)
1) Хороша книга, да чтец плох. 2) Ученье - свет, а неученье - тьма. 3) На голове густо, а в голове пусто. 4) Кому приходилось подниматься, придётся и спускаться.
а) 6     б) 8     в) 10

8. Подберите и запишите антонимы к выделенным словам. (2 балла)
а) Включить свет б) Грустные глаза

9. Подберите к данным словам омонимы, составьте с ними словосочетания, поясняющие их значение (4 балла) : а) тушить  б) лук

10. Подберите и запишите синонимы к выделенным словам. (2 балла)
а) густой лес б) могучий конь

11. Из данных предложений выберите и запишите то, в котором есть фразеологизм. Подчеркните его. Укажите значение фразеологизма. (2 балла)
а) На заре ты меня не буди. б) Чтобы не опоздать на самолёт, пришлось встать ни свет ни заря.
в) Мы смотали удочки и отправились домой.  г) Старшеклассники идут – пора сматывать удочки.

12. Найдите фразеологические синонимы (5 баллов)

Витать в облаках
Связывать по рукам и ногам
Вставлять палки в колеса
Из другого теста
Небо и земля
Семи пядей во лбу
В тот же миг
Сию минуту
Ума палата
Строить воздушные замки

13. Найдите фразеологические антонимы (5 баллов)

Душа в душу
Как звезд на небе
С гулькин нос
Последняя спица в колесе
Играть первую скрипку
Как кошка с собакой
Рукой подать
За тридевять земель
Восходящая звезда
Угасшее светило

14*. Из предложений выпишите а) синонимическую пару, б) антонимическую пару, в) фразеологизмы. (3 балла)
1. Мы в ответе за всё плохое и за всё хорошее. 2. Добрая Земля неожиданно становится жестокой и безжалостной в отношении людей, её населяющих. 3. Солнце теперь вставало очень рано, ложилось поздно и усердно светило всем на земле. 4. Они-то всё принимают за чистую монету.5. Завыл горько, отчаянно... 6. Писатель должен не наблюдать жизнь, а жить в жизни, наблюдая её не снаружи, а изнутри. 7. Как-то раз в лесу, среди глубокой тишины, ясно и отчётливо почудился мне крик: «Волк бежит!» 8. Когда льдина, на которой находились козы, подошла к роковому месту столкновения с берегом, у нас мороз по коже пробежал от страха за их судьбу.

15. Спишите, вставьте пропущенные буквы, обозначьте орфограммы.
Скворц.., з..рница, и..целить, прик.. Снуться, пол..гается, выр..сли, ш..рох, ра..вязка раз..грать, пос..дишь, бе..сердечный, п..крашу, контр..гра, ж..лудь.


Комментариев нет:

Отправить комментарий